Последние новости про интернет и IT.

История постройки

Описание дороги

Подвижной состав

Паровозы 0-2-0 типов 35 и 36 Коломенского завода

Паровоз типа 35

Паровоз типа 35 постройки Коломенского завода около селения Даба. Фотография с сайта Открытки Российской Империи

Для производства работ по проходке Сурамского тоннеля Закавказских железных дорог в 1886-1887 гг. было построено 2 паровоза легкого типа (зав. №№ 1001 и 1002, тип 35) и два более тяжелого (зав. №№ 1003 и 1004, тип 36).

Особенностью конструкции этого типа было то, что отопление паровоза проводилось вне тоннеля, и по получении давления пара о 14 атм. отопление паровоза прекращалось, после чего он работал в тоннеле с полученным запасом пара. Из-за особенностей работ в тоннеле, дымовая труба была сделана откидной, также отсутствовал традиционный паровой колпак.

Паровоз типа 35 Коломенского з-да
Паровоз типа 35 постройки Коломенского завода (1001/1887). Фото из коллекции Л. Москалева.

По окончании работ на Сурамском перевале все 4 паровоза были переданы на Чиатурскую узкоколейную ветвь, где эти паровозы были реконструированы: им сделали крытые будки машиниста, демонтировали опускающиеся трубы и прицепили двухосные тендеры. Там они работали под сериями ЧБ (1001 - 1004)

Паровоз 0-2-0
Паровоз типа 35 на Чиатурской ветви после переделки. Фото из коллекции Л. Москалева.

Позже эти паровозы были переданы на строительство Боржом-Бакурианской ветви, где два из них числились до1915 г. под номерамиЧб.1030 и Чб.1031.

Основные технические характеристики*

Заводской тип 35 36
Осевая формула 0-2-0 0-2-0
Ширина колеи, мм 900 900
Диаметр ведущих колес по кругу катания, мм 580 630
Диаметр цилинров внутренний, мм 230 285
Ход поршня, мм 300 310
Система парораспределения Аллана Аллана
Число дымогарных труб, шт 51 56
Наружный диаметр дымогарных труб, мм 44 53
Расстояние между решетками, мм 2539 3060
Поверхность нагрева дымогарных труб, м2 17 26,5
Поверхность нагрева жаровых труб, м2    
Поверхность нагрева топки. м2 1,5 2
Площадь колосниковой решетки, м2 0,33 0,5
Максимальное давление в котле, ат 15 15
Расчетная индикаторная сила тяги, кг 1641 2398
Скорость конструкционная, км/ч 21 21
Род топлива мазут мазут
Запас топлива, м3 0,214 0,34
Запас воды, м3 0,13 0,91
Порожний вес паровоза, т 11,2 15,98
Служебный вес паровоза, т 14,1 19,74
Нагрузка на ведущую ось, т 7,05 9,87
Завод изготовления Коломенский Коломенский
Годы изготовления 1887 1886

* источник: Л. Москалев "Наши узкоколейные паровозы", 1997

Поезд недалеко от ст. Даба
На Боржоми-Бакурианской ветви. Открытка с сайта ЭМБ.