Паровозы 0-2-0 типов 35 и 36 Коломенского завода
Паровоз типа 35 постройки Коломенского завода около селения Даба. Фотография с сайта Открытки Российской Империи |
Для производства работ по проходке Сурамского тоннеля Закавказских железных дорог в 1886-1887 гг. было построено 2 паровоза легкого типа (зав. №№ 1001 и 1002, тип 35) и два более тяжелого (зав. №№ 1003 и 1004, тип 36).
Особенностью конструкции этого типа было то, что отопление паровоза проводилось вне тоннеля, и по получении давления пара о 14 атм. отопление паровоза прекращалось, после чего он работал в тоннеле с полученным запасом пара. Из-за особенностей работ в тоннеле, дымовая труба была сделана откидной, также отсутствовал традиционный паровой колпак.
Паровоз типа 35 постройки Коломенского завода (1001/1887). Фото из коллекции Л. Москалева. |
По окончании работ на Сурамском перевале все 4 паровоза были переданы на Чиатурскую узкоколейную ветвь, где эти паровозы были реконструированы: им сделали крытые будки машиниста, демонтировали опускающиеся трубы и прицепили двухосные тендеры. Там они работали под сериями ЧБ (1001 - 1004)
Паровоз типа 35 на Чиатурской ветви после переделки. Фото из коллекции Л. Москалева. |
Позже эти паровозы были переданы на строительство Боржом-Бакурианской ветви, где два из них числились до1915 г. под номерамиЧб.1030 и Чб.1031.
Основные технические характеристики* |
||
Заводской тип | 35 | 36 |
Осевая формула | 0-2-0 | 0-2-0 |
Ширина колеи, мм | 900 | 900 |
Диаметр ведущих колес по кругу катания, мм | 580 | 630 |
Диаметр цилинров внутренний, мм | 230 | 285 |
Ход поршня, мм | 300 | 310 |
Система парораспределения | Аллана | Аллана |
Число дымогарных труб, шт | 51 | 56 |
Наружный диаметр дымогарных труб, мм | 44 | 53 |
Расстояние между решетками, мм | 2539 | 3060 |
Поверхность нагрева дымогарных труб, м2 | 17 | 26,5 |
Поверхность нагрева жаровых труб, м2 | ||
Поверхность нагрева топки. м2 | 1,5 | 2 |
Площадь колосниковой решетки, м2 | 0,33 | 0,5 |
Максимальное давление в котле, ат | 15 | 15 |
Расчетная индикаторная сила тяги, кг | 1641 | 2398 |
Скорость конструкционная, км/ч | 21 | 21 |
Род топлива | мазут | мазут |
Запас топлива, м3 | 0,214 | 0,34 |
Запас воды, м3 | 0,13 | 0,91 |
Порожний вес паровоза, т | 11,2 | 15,98 |
Служебный вес паровоза, т | 14,1 | 19,74 |
Нагрузка на ведущую ось, т | 7,05 | 9,87 |
Завод изготовления | Коломенский | Коломенский |
Годы изготовления | 1887 | 1886 |
* источник: Л. Москалев "Наши узкоколейные паровозы", 1997
На Боржоми-Бакурианской ветви. Открытка с сайта ЭМБ. |