Одновременно с сим приступлено было в 1896 году к производству рекогносцировочных изысканий для постройки узко-колейной дороги от ст. Боржом до Бакуриани с целью выяснить возможность постройки в этой местности рельсового пути и те технические условия, на которых он может быть спроектирован в данной местности, в виду нижеследующих соображений: Боржомское Заповедное имение расположено в юго-западной высоко-горной части Горийского уезда, Тифлиской губернии. Естественными границами его служит Ахалциско-Имеретинский и Триалетский горные хребты и Горийская равнина. Названные горные хребты, оделяя Боржомское имение от Ахалкалакского, Ахалцихского и Шоропанского уездов разветвляются по территории имения на несколько отдельных отрогов и контр-форсов. Таким образом, здесь имеется целая система хребтов, прорезанная многочисленными и очень живописными ущельями с возвышающимися между ними плоскогорьями, как например: Бакурианское и Цемское плато, Митарба и проч. Магистральное ущелье, по которому протекает р. Черная (Гуджаретис-цхали) и приток ее р. Бакурианка, по каковому ущелью должна пройти железнодорожная ветвь, начинается у местечка Боржом на высоте 2600 фут. над уровнем моря и заканчивается у Цхрапскарского перевала на высоте 7260 фут., т.е. поднимается на 5200 ф. на протяжении около 30 вер. При этом уклон долины означенного ущелья, меняясь в весьма широких пределах на своем протяжении, в низовьях и верховьях Черной речки не превышает 0,015-0,020, а в среднем ее течении достигает даже 0,07; долина же р. Бакурианки в некоторых местах имеет даже уклон в 0,100 и более (водопады). Из 70000 десятин, составляющих всю площадь Боржомского имения, около 52000 десятин покрыты лесом разнообразных пород, начиная от хвойных в верховьях ущелий и по высоким склонам гор и до самшита в более низких частях ущелий.
При таком характере местности и отсутствии подробных карт, наивыгоднейшее направление проектируемой ветви и действительная стоимость ее могли быть выяснены лишь по составлении весьма подробного плана в горизонталях. Выбранная по этому плану линия должна быть трассирована затем на месте и сняты по ней поперечные профиля косогора. Такая работа потребовала бы весьма продолжительного времени и значительных затрат. До воспоследования ВЫСОЧАЙШЕГО повеления об осуществлении постройки ветви и для решения лишь принципиального вопроса о возможности этой постройки без исключения крупных расходов, необходимо было ограничиться лишь рекогносцировкой местности, не требовавшей затраты значительных средств и времени.
Продольный профиль ветви, полученный при этой рекогносцировке, был составлен применительно к техническим условиях Чиатурской узко-колейной ветви, со значительными, однако, отступлениями от этих условий в отношении величины допускаемых уклонов, в зависимости от условий местности, а стоимость работ по постройке ветви согласно приблизительной расценочной ведомости, составленной на основании этой рекогносцировки, выразилась цифрами на участке
Боржом-Цагвери………………………585175 руб.
Даба-Бакуриани……………….……….912521 руб.
Всего ……………....................……. 1499696 руб.
Эта рекогносцировка указала между прочим и на преимущества постройки узкоколейной колеи перед широкой на участке Боржом-Цагвери при незначительной разнице в стоимости постройки (536190 руб. широкой колеи и 585175 руб. узкой колеи) обоих вариантов, которые состоят в следующем:
1) Значительно большая обеспеченность узко-колейной дороги от повреждений паводками, так как узко-колейная дорога проходит высоко над рекой, по скалам, тогда как широкая колея придерживается исключительно долины Черной речки, возвышаясь над высокими водами последней на 1-1,5 саж.