Последние новости про интернет и IT.

История постройки

Описание дороги

Подвижной состав

к странице 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 к странице 4

2) Меньший уклон узкоколейной дороги 0,028 сравнительно с ширококолейной 0, 035 (хотя и на незначительном протяжении), смягчение которого потребовало бы поднятия линии над рекой на протяжении 5 верст, что при допускаемых минимальных радиусах для широкой колеи для паровозов Ферли 50 саж. значительно увеличило бы ее стоимость.
3) Возможность продолжения узко-колейной дороги до прекрасного дачного места Бакуриани и приближения ее к населенному и плодородному Ахалкалакскому уезду – чего сказать нельзя про широкую колею, которая немыслема в ущельи р. Бакурианки.
и 4) Большая доходность узкоколейной дороги, по которой несомненно надо ожидать усиленного пассажирского движения в летние месяцы, а с проведением ее до Бакуриани и большого товарного движения.
На основании изложенного мысль о постройке широко-колейного рельсового пути Боржом-Цагвери была оставлена вовсе.
Затем по воспоследовании ВЫСОЧАЙШЕГО Повеления о разрешении постройки ветви, прежде приступа к дальнейшей разработке проекта ее, результаты упомянутой выше рекогносцировки 1896 года были переданы в Инженерный Совет для выработки, на основании собраного материала наиболее рациональных технических условий Бакурианской ветви, как в отношении ее сооружения, так ибудущей эксплуатации. Наконец, весною 1898 года, руководствуясь указаниями, преподанными Инженерным Советом в журнале за № 179 от 27 августа 1897 года и составленным в течении 1897 года планом горизонталей местности, был выработан предварительный проект ветви в пяти различных вариантах, из коих существенно различными было два варианта: а) вариант по направлению первоначальной рекогносцировки Боржом-Даба-Бакуриани с отдельной ветвью Даба-Цагвери и б) вариант через Цагвери, без устройства отдельной ветви; остальные варианты представляли собой лишь видоизменение сего последнего варианта, в отношении величины допускаемого максимального уклона на различных участках ветви, а также расположение ст. Боржом-товарная Бакурианской ветви. При сравнении этих двух главных вариантов оказалось, что направление, первоначально намеченное, с отдельной ветвью на Цагвери обойдется дороже при сооружении и будет менее выгодно в эксплуатационном отношении, чем направление непосредственно на Цагвери, по которому эта ветвь и построена. Предварительная расц. Ведомость на постройку Боржом-Бакурианской узкоколейной ветви при длине Главного путив 33,86 вер. исчислена в сумме 1925500 руб. (считая в том числе стоимость рельсов и подвижного состава), в каковой сумме одобрена Комиссией от представителя Министерства Путей Сообщения, Финансов и Государственного Контроля и утверждена Государственным Советом по представлению Его Сиятельства Г. Министра Путей Сообщения от 5 мая 1898 года за № 18803.
Законченная ныне постройкой Бакурианская ветвь начинается от существующего пассажирского пути ст. Боржом на левом берегу р. Черной. Так как станция эта должна удовлетворять грузовому движению Боржомской ветви устроена особая товарная станция на правом берегу, - куда перенесена и товарная станция широкой колеи. С другой стороны, правый косогор р. Черной в виду многочисленных овражных его выносов на дальнейшем его протяжении некдобен для проложения по нему железнодорожной линии.

План ст. Боржом гр.
План станции Боржом товарная. Иллюстрация из "Альбома исполнительных чертежей постройки узко-колейных ветвей Боржом-Бакуриани и Чиатуры-Дарквети, 1899-1901"

Поэтому Бакурианская ветвь, начавшись, как сказано выше, у пассажирского пути Боржомской ветви, переходит мостом отв. 12,10 саж. на правый берег р. Черной, где расположена товарная станция, за этой станцией линия вновь переходит на левый берег и следует левым косогором Черной речки до сел. Цагвери, - центр лесного хозяйства Боржомского имения и место нахождения минеральных сильно железных источников, пересекая на 120+12,23 саж. пикете р. Бакурианку мостом отв. 5 саж. Сейчас же за Цагверами линия поворачивается на 1800 и по тому же косогору поднимается на Цемское плато, переходя при этом двухпролетным виадуком отв. 28,60+5,78 на пикете 141+18,82 через ущелье р. Бакурианки на высоте около 12 саж. над дном его, в растоянии 210,00 саж. считая по ущелью от предыдущего 5 саженного моста через туже Бакурианку.

Виадук
Двухпролетный виадук на пикете 141+18,82 через ущелье р. Бакурианки. Фотография из "Альбома исполнительных чертежей постройки узко-колейных ветвей Боржом-Бакуриани и Чиатуры-Дарквети, 1899-1901"

 

Поезж на виадуке
Двухпролетный виадук на пикете 141+18,82 через ущелье р. Бакурианки. Фотография из коллекции И.Индры

 

к странице 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 к странице 4